Veloufa.ru

3 месяца назад
Велосоциология и Уфа

Всем привет. Сегодня пойдёт речь о четырёх исследовательских направлениях, которые ВелоУфа ведёт уже четыре года. Так получилось, что энтузиасты выходили в город, считали велосипедистов, проводили опрос, но результаты этой большой деятельности в паблик ещё ни разу толком не выносились. Сегодня, по сути, первый за четыре года отчёт по велосоциологии.

Первая тема – исследование активности велосипедистов в один определённый час в течение лета. Это исследование ведётся с 2014 года, замеры проводятся в четырёх точках города.

Вторая – динамика трафика велосипедистов в течение дня. Три года мы наблюдаем за тем в какое время суток уфимские велосипедисты наиболее активны.

Третья, очень важная, тема – обзор аварий с участием велосипедистов. Анализируя эти данные нам главное понять как снизить количество пострадавших и выявить самые проблемные и опасные места Уфы.

И последняя, самая актуальная, тема – итоги социологического опроса велосипедистов. Кто пользуется велосипедом, всё ли его в велоинфраструктуре устраивает.

 

Сезонная активность велосипедистов.

Это исследование началось в 2014 году. Подсчёт велосипедистов проходил с 7 до 8 вечера каждый второй четверг каждого летнего месяца. Для замеров были выбраны узловые точки, через которые велосипедист обязательно проедет, если он использует велосипед как транспорт.

Как мы видим, по всем четырём точкам есть тренд на постепенное увеличение трафика. Разве что в 2017 году есть небольшой спад. Тем не менее, сравнивая число проехавших за час в 2014 году с 2017-ым мы видим увеличение на 37%.

Меньше всего людей проезжает мимо остановки Конди. В среднем за час в 2014 году через остановку Конди приезжало 193 велосипедиста, в 2015 – 237, 301 в 2016 и 293 в 2017 году.

На графике вы можете видеть динамику количества велосипедистов в течение лета. Заметно что к концу августа количество велосипедистов уменьшается вне зависимости от года наблюдения.

Чуть больше велосипедистов проезжает через Сипайлово (возле ТЦ Олимп).

В 2014 году в среднем за один час проезжало 337 человек, в 2015 чуть меньше – 330, в 2016 – 414, в 2017 – 462. На годовой годовой активности так же как и в 2014 году заметен тренд на снижение трафика к концу августа. Разве что 2014 год стоит особняком.

 

Через аграрный университет проезжало в 2014 году 772 велосипедиста, в 2015 – 840, 2016 – 933 и в 2017 произошёл некоторый спад – 882.

Если смотреть внутригодовую динамику, то максимум велосипедистов проезжает в начале июня. К концу августа постепенно количество велосипедистов уменьшается. Как и в предыдущих точках наблюдения, исключением можно назвать только один год – 2014.

 

Наибольшее количество велосипедистов проезжает через остановку Спортивная.

В 2014 году – 759 человек, в 2015 – 867, в 2016 – 1110, в 2017 – 1190. Подобно предыдущим трём точкам, на Спортивной также заметна тенденция снижения числа велосипедистов к концу лета. С исключением 2014 года.

 

В развитых городах, ориентированных на велосипедную аудиторию распространены автоматические счётчики велосипедистов. Подобные изображённому на данной фотографии.

Эта фотография сделана в Альметьевске.

Альметьевск находится в республике Татарстан. Уже сейчас этот небольшой город обгоняет Уфу по километрам велодорожек и по качеству велосипедной инфраструктуры. В частности, там устанавливают стационарные счетчики велосипедистов. По ним можно понять какое количество велосипедистов в определённый промежуток времени проезжало.

Немного отвлечёмся и порассуждаем на тему велосипедных счётчиков. Такие стационарные стеллы с датчиками движения для города являются в первую очередь имиджевой фишкой. В реальном наблюдении они малополезны. Да, они собирают статистику автоматически в режиме 24/7 круглый год. Но они стационарны. В то же время любой город меняется, прокладываются новые или забываются старые пути перемещения, строятся новые районы, к которым тоже необходимо подводить инфраструктуру. И всё больше фирм начинают предлагать городам различные портативные счетчики.

Пример такого счётчика из Бельгии. В Брюсселе, в коммуне Jett недавно открыли велодорожку. И для понимания на сколько она эффективна на неделю был установлен такой счётчик. 

В нашем городе подобные ресурсы выделить администрация не способна. И приходится делать всё по старинке – с помощью волонтёров и ручного счетчика. Мы выражаем самую искреннюю признательность тем активистам, кто когда либо участвовал в подсчёте велосипедистов.

Это тот проект, который нельзя вытянуть в одиночку просто физически. Нельзя быть одновременно в четырёх местах. И мы будем рады любому человеку, кто готов хотя бы один раз за лето отстоять час в условленном месте и сосчитать проезжающих мимо велосипедистов. Обращайтесь к Рыцареву Дрёму.

Все данные о количестве велосипедистов в течение лета вы можете найти по ссылке . Информация открыта. В любой момент вы можете присоединиться к нашей команде чтобы помочь в этом нелегком деле – считать велосипедистов.

 

Суточная активность велосипедистов.

Предыдущее исследование даёт нам ответ на вопрос ”когда велосипедисты самые активные – в начале или в конце лета?”. А с помощью другого исследования мы можем ответить на другой вопрос: “в какое время дня на улицах города больше всего велосипедистов?” Для этого мы считали велосипедистов по четвертям каждого часа. Причём, замер одного часа делался в разные месяцы (от мая до августа). Точка наблюдения была одна – ГосЦирк.

Суммируя все подсчёты мы видим, что для велосипедистов нет утреннего часа пик. Можно совершенно без проблем добраться до работы. Днём такая же ситуация. Велосипедный трафик начинает расти только с трёх часов дня и достигает своего максимума ближе к позднему вечеру. Кроме того, замеры на ГосЦирке тоже показывают прирост трафика от года к году.

В сети можно найти много данных по замерам велосипедного трафика для разных городов разных частей света. Я вам приведу в пример только один город. Это столица австралийского штата Квинсленд – Брисбен с населением 2,3 млн. человек – в два раза больше чем в Уфе. В Брисбене установлено 30 стационарных автоматических счётчиков велосипедистов, работающих круглосуточно в течение всего года. На основе этих данных можно судить сколько велосипедистов проезжает от часа к часу или от месяца к месяцу. И если наложить графики суточной активности в Брисбене и в Уфе друг на друга, то мы увидим, что в Брисбене есть совершенно чёткие утренние и вечерние часы пик.

Число людей проезжающих с 8:00 до 9:00 утра и с 18:00 до 19:00 вечера почти одинаково. Это говорит о том, что австралийцы действительно используют велосипед как транспорт. Они едут утром на нём на работу, а вечером домой. В Уфе такое же количество велосипедистов выезжает только к 21:00 часам вечера. Это означает, что на данный момент велосипед в Уфе используется по большей части как средство развлечения.

 

ДТП с участием велосипедистов.

Следующая очень важная тема, которой я хотел бы уделить внимание, – это аварийность среди велосипедистов. В сети есть два достоверных источника информации по зарегистрированным ДТП. Первый – официальный сайт ГИБДД. Он с 2015 года предоставляет статистику по всей России. Можно вытащить информацию в масштабах страны, региона, города. Правда карты ужасные, информация только в виде выгружаемых файлов, ни какой инфографики. И есть сторонний ресурс “Безопасные дороги РФ”. Сайт использует данные ГИБДД и переводит их на карту. У каждого из ресурсов есть свои плюсы и минусы, но ни один из них не подходит для детального анализа велосипедных ДТП конкретного города. Поэтому взяты данные с официального сайта ГИБДД, обобщены и сведены в единую таблицу и карту.

В 2015 году пик велосипедных аварий пришёлся на июль, спад начался в сентябре.

6% из аварий происходило ночью. Пятнадцатый год первый и, надеюсь, последний, когда в ДТП погибали велосипедисты. Пострадало 46 человек. Среди причин лидирует нарушение очередности проезда. Причём, чаще всего не уступали дорогу автомобилисты. Почти в четыре раза чаще признают виновным в аварии автомобилиста.

В 2016 году график аварий получился очень странным.

Максимум велоДТП пришёлся на май, за которым последовал спад в июне и снова рост аварийности в июле. Примерно десятая часть всех аварий шестнадцатого года была совершена в темное время суток. Всего было зафиксировано 32 ДТП. В 2016 году удалось избежать летальных исходов среди велосипедистов. Среди нарушений по прежнему лидирует очередность проезда. Этим правилом продолжают пренебрегать в основном автомобилисты. По виновникам перевес также на стороне автомобилистов.

В 2017 году наибольшее число аварий было совершено в июле и августе.

Всего зафиксировано 33 аварии, в которых пострадало 35 человек. Количество аварий в темное время суток продолжает расти. Теперь их уже 15% от общего числа. Очерёдность проезда по прежнему главное нарушение, приводящее к аварии. Но необходимо отметить, что почти столько же ДТП стали фиксировать на пешеходном переходе.

Если просуммировать все данные по ДТП за 3 года и сделать разбивка по основным ВелоМагистралям, то окажется, что лидирует проспект Октября.

Там зафиксировано 22 аварии. По пять ДТП произошло на улицах Комсомольской/Российской и Жукова. В этой связи, крайне полезно будет выяснить причины аварий на проспекте Октября.

На мой взгляд, первая причина это огромный велосипедный трафик. Проспект Октября является самой оживленной улицей города. Кроме того, Проспект изобилует внутридоворовыми выездами и нерегулируемыми перекрёстками со второстепенными улицами. Именно поэтому самым частым нарушением является непропуск велосипедиста, едущего по основному направлению. На мой взгляд, велосипедисты часто попадают в слепую зону водителя машины. Другой причиной может быть недооценка высокой скорости велосипедиста как самим велосипедистом, так и водителем авто. Аварии чаще всего случаются на перегонах, чуть реже на перекрёстках.

Поэтому на проспекте Октября необходимо быть крайне внимательным, лучше всего ехать с той скоростью на которой вы можете остановиться в кратчайшее время. Помните – велосипед компактный, быстрый и бесшумный транспорт. Даже если вы правы и автомобиль должен вам уступить дорогу, помните, что за три года пострадало в велоДТП 2 водителя и 112 велосипедистов.

Сводная карта по велосипедным авариям в городе доступна по ссылке . Она включает разбивку по годам, для каждой аварии можно увидеть дату, место, кто признан виновным, к каким последствиям авария привела. Любителям статистики будет интересна сводная таблица по всем велоДТП Уфы.

 

Социологический опрос участников фестиваля “День 1000 велосипедистов”.

Совсем скоро в очередной раз состоится день 1000 велосипедистов. На последнем таком фестивале в 2016 году силами волонтёров проводился социологический опрос участников фестиваля. Мы выясняли какими велосипедами предпочитают пользоваться в Уфе, часто ли используют велосипед, всё ли устраивает в плане велосипедной инфраструктуры.

Велосипед чаще всего выбирают молодые, активные горожане. Большая часть участников фестиваля это люди моложе 30 лет.

Почти у всех есть велосипед. Несмотря на высокую компактность (по сравнению с автомобилем), хранить в квартире более одного велосипеда трудно. Отсутствие охраняемых боксов велосипедов тоже ограничивает количество велосипедов, которыми может владеть горожанин.

Наличие совмещённой с тротуаром велодорожки, проложенной через густонаселённые районы города, делает поездку на велосипеде малообременительной в течение летнего сезона.

Отсутствие связанной сети велосипедных полос и дорог осложняет использование велосипеда в качестве транспорта. Даже для молодой аудитории. Поэтому большая часть предпочитает использовать его только как средство развлечения.

Те, кто использует велосипед в качестве транспорта указывают следующие причины.

Чаще всего при оценке велосипеда как вида транспорта указывают его положительное влияние на здоровье. Этот объясняется тем, что данный пункт респонденты чаще всего выбирали вместе с другими причинами (только 9 человек ответило «тренируюсь, борюсь с лишним весом» без упоминания других пунктов). Т.е. это приятное дополнение к другим важным достоинствам велосипеда. одинаково люди ценят в велосипеде скорость и дешевизну.

 

Если респонденты выбирают велосипед в качестве транспортного средства, то они используют его по назначению больше 5 больше дней в неделю.

Высокая частота передвижения указывает на удобство его использования в Уфе при нынешнем развитии инфраструктуры города.

Как и любой горожанин, велосипедист чаще всего ездит на работу или учёбу.

Среди тех, кто не использует велосипед как транспорт в принципе готовы поменять своё мнение 80%.

Причины можно разделить на две группы:

  1. Недостаточный комфорт во время поездки (плохое асфальтовое покрытие, лужи, частые и/или высокие бордюры, грязь на улице).
  2. Большое количество прилагаемых усилий (сюда относится большое расстояние до точки назначения, сложный рельеф, физиологически причины).

Для стимулирования транспортных корреспонденций городу необходимо устранить первую группу причин и рост велопользования не заставит себя ждать.

Но на данный момент все дорожки которые существуют в Уфе устраивают по качеству чуть менее половины опрошенных.

Наибольшее количество нареканий у велосипедистов вызывает качество дорожного полотна. И если залатать дыры в асфальте и убрать бордюры можно мало что меняя, то следующие два пункта можно решить только на системном уровне. Постоянные конфликтные ситуации на совмещённых с тротуарами велодорожках или просто на проезжей части вынуждают велосипедистов задумываться об отдельных велополосах. Важно, что во всех случаях велосипедисты подчёркивают обязательное физическое разграничение потоков. Не менее остро стоит проблема ширины велодорожек.

Все остальные проблемы велодорожек велосипедисты вспоминают в три-четыре раза реже.

Почти единогласно все говорят, что Уфе не хватает велодорожек.

Приоритетным направлением развития сети велодорожек для горожан являются внутрирайонные улицы (314 ответов «за» и 88 ответов «против»). Это можно объяснить высокой эффективностью велосипеда как городского транспорта в пределах 10 км.

Проблема связанности веломаршрутов между районами города прослеживается в желании иметь велодорожки на городских магистралях (277 ответов «за» и 125 ответов «против»). Косвенным подтверждением этого заявления служат просьбы велосипедистов строительства велосипедных дорожек в Дёму, Затон, Зелёную рощу. Обустройство велодорожек в парковых зонах занимает горожан меньше, чем строительство транспортных велосипедных путей по магистралям и улицам (244 ответа «за» и 158 ответов «против»).

На открытый вопрос о пожеланиях в развитии велосипедной инфраструктуры многим хотелось бы видеть в городе больше велодорожек, чтобы была возможность оставить без страха свой байк возле кафешки. И в принципе, чтобы в городе хоть как-то развивалась инфраструктура.

Все эти пожелания показывает на сколько сильно городу не хватает нормальной велосипедной инфраструктуры. Поэтому в Уфе велосипеда только начинает покорять сердца горожан. Настоящий расцвет велосипедной культуры у нас ещё впереди.

 

Все данные с социологического опроса доступны по ссылке.

Совсем скоро в Уфе пройдёт новый фестиваль День тысячи велосипедистов. И как в прошлый раз, мы планируем проведение опроса участников. Если вы готовы помочь нам и немного поговорить с посетителями фестиваля и велосипедах, то обращайтесь к Рыцареву Дрёму. Мы с радостью примем вас в нашу команду!

comments powered by HyperComments